Младшая группа

«Цветочный город»

Воспитатели:  Демчик Фаина Федоровна

                                        Кудряшова Марина Александровна

                          Младший воспитатель:  Беленок Наталья Владимировна

Возрастные особенности

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их относительность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы у них бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении дошкольного учреждения.

Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжается развиваться наглядно-образное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов

Режим дня младшей группы

 

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурства. 7.30-8.25
Подготовка к завтраку, завтрак. 8.25-8-45
Игры 8.45-9.00
 

Организация образовательной деятельности

 

9.00-9.15

9.25-9.40

9.50-10.05

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 10.15-11.45
Возвращение с прогулки, игры 11.45-12.00
Подготовка к обеду, обед 12.00-12.30
Подготовка ко сну, дневной сон 12.45-15.00
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15.00-15.25
Игры, самостоятельная деятельность детей 15.25-16.10
Подготовка к ужину, ужин 16.10-16.30
Чтение художественной литературы 16.30-16.50
Подготовка к прогулке, прогулка 16.50-18.00
Уход детей домой 18.00

На конец года ребенок должен знать и уметь

Физическое воспитание:

  1. Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
  2. Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
  3. Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
  4. Ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
  5. Энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см.
  6. Катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5м,бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5м.

Умственное воспитание:

Ребенок и окружающий мир.

  1. Называть знакомые предметы, объяснять их назначение, выделять признаки и называть их (цвет, форма, материала).
  2. Ориентироваться в помещении детского сада.
  3.  Называть свой город (поселок, село).

                Формирование элементарных экологических представлений.

  1. Знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей.
  2. Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.
  3. Проявлять бережное отношение к природе.

Развитие речи.

  1. Рассматривать сюжетные картинки.
  2. Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
  3. Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Формирование элементарных математических представлений.

  1. Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.)
  2. Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  3. Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  4. Определять количественное соотношение  двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше, столько же.
  5. Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  6. Понимать смысл обозначений: вверх-вниз, вперед-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска)
  7. Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

         Трудовое воспитание:

  1. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
  2. Помогать накрывать на стол.
  3. Кормить рыб и птиц ( с помощью воспитателя).

Изобразительная деятельность:

  1. Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
  2. Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
  3. Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.

В лепке.

  1. Уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
  2. Лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

В аппликации.

  1. Создавать изображения предметов из готовых фигур.
  2. Украшать заготовки из бумаги разной формы.
  3. Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметами и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

       Конструирование.

  1. Знать, называть и правильно использовать детали строительного материала.
  2. Располагать кирпичики, пластины вертикально.
  3. Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Музыкальное воспитание.

  1. Слушать музыкальное произведение до конца.
  2. Узнавать знакомые песни.
  3. Различать звуки по высоте ( в пределах октавы)
  4. Замечать изменения в звучании (тихо-громко).
  5. Петь, не отставая и не опережая друг друга.
  6. Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами ( флажки, листочки, платочки и т.п.)
  7. Различать и называть детские музыкальные инструменты ( металлофон, барабан).

Игровая деятельность:

  1. Принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
  2. Объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отображать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.
  3. Придерживаться игровых правил в дидактических играх.
  4. Следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры).
  5. Разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев.
  6. Принимать участие в беседах о театре (театр — актеры – зрители, поведение людей в зрительном зале)

ИГРЫ В «СУХОМ» БАССЕЙНЕ

Во время «плавания» в «сухом» бассейне ребёнок получает общий массаж тела вовсе без массажиста. Необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» — шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешнее развивается костно-мышечный аппарат. Для более продуктивного массажа предлагаются следующие упражнения.

 «ВОРОНКИ»

Цель: массаж и развитие координации верхних конечностей.

И.п.: дети стоят на коленях вокруг бассейна:

— опускают в бассейн правую руку и вращательные движения, затем те же действия повторяют левой рукой.

— опускают обе руки в бассейн и одновременно делают вращательные движения: а) встречные, б) расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.

«НЫРЯЕМ»

Цель: массаж шейных мышц.

И.п.: ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне:

— достаем головой дно бассейна.

«ПЕРЕКАТЫ»

Цель: массаж и координации работы позвоночника.

И.п.: ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты:

— малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.

«НЕ ЗАМОЧИ РУК»

Цель: развитие динамической и статической координации.

И.п.: обычная стойка в бассейне:

— разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками;

— ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу.